гёрл!

vesnywka


Каждый мнит себя солнцем или центром вселенной

А я хочу быть как солнце, сидя в душной пельменной...


Previous Entry Share Next Entry
К двум сбитым самолетам и Стремиловский рубеж обороны (Пункт Назначения 4х4)
гёрл!
vesnywka

Мы что-то сильно разболелись и я подзабила на все посты, ленты, комменты и тыды. Но события накопились и рассказывать я про них, пожалуй, все же буду в относительно хронологическом порядке. Так что начнем с закрытия нашего зимнего лесного сезона.

К сожалению зимы в этом году не было. Нормальной такой зимы, чтобы минус 20-25, чтобы болота промерзли и чтобы в самом ближайшем Подмосковье образовался зимник. Вот разрыв шаблона-то? Правда? Да, есть в Подмосковье одно огромное ковровое болото с самолетом в центре, но в этом году зима отказалась нас радовать температурой и как следствие поездкой к этому самому самолету.

Собственно к чему я? А к тому, что завершать зимний сезон было решено все равно самолетами. При чем не одним, а целыми двумя. История очень интересная с ними и места интересные, но удаляюсь под кат... Сразу предупреждаю, фотографий под катом и текста будет много, тк разносить в два поста не хочу а то сейчас накатаю первую часть, а вторую оставлю на когда-нибудь потом, а это когда-нибудь потом в итоге будет в мае.

1. Поехали! не, пузотерочки не с нами

2.В то время, когда в городе еще лежал снег, в лесу начался самый настоящий ледоход. Вот оно самое начало весны...

3. Еще зимние фото

4. Итак, время от времени проваливаясь под лед мы двигались к нашей цели...

5. А вокруг начиналась весенняя зелень

6. На самом деле долго у нас УАЗо котлета сидела на одном месте...

7. Внимательный читатель должен помнить, что такое уже было, правда в более лайтовой форме. В этом месте следует вопрос блондинки: если эти колеса стоят больше, чем сам уазик, то какого хрена они постоянно разбортируются, может не такие уж они и крутые?

8. Зато дети у нас нагулялись и на игрались

9. И вот первая точка нашего маршрута. Знаковая точка...

10. Да, путь наш 26 марта лежал к двум сбитым в 1941 году самолетам. Пожалуй, самое интересное то, что найдены эти самолеты были в 2013 году. Вот тут тема форума про этот самолет, кому интересно - вперед читать и смотреть фотографии. На самом деле вызывают просто огромное уважение люди - поисковики, кто находит этих пропавших без вести пилотов, танкистов, солдат. Всех этих безымянных пропавших без вести, защищавших нашу с вами Родину, о которой сейчас можно спорить, можно выковыривать какие-то темные стороны, но вот они герои прошлого и реальные герое настоящего, кто на чистом энтузиазме находит легенды, истории, уходит в непролазные леса и откапывает технику, останки, находит потом по номерам кто был за штурвалом, находит выживших родственников, устанавливает памятные таблички и обелиски.

11.

12. Под снегом скрыты обломки самолета

13.

14.

15. Недалеко от первого самолета есть и второй, найденный уже в 2014...

На самом деле, как рассказал нам проводник-поисковик, самолетов там много, леса это дикие и непроходимые, по его словам грибники много захоронений, землянок и самолетов знают, но не все рассказывают. В тех местах проходил рубеж обороны Москвы - Стремиловский рубеж - этот рубеж проходил вдоль речек Чернишня, Десенка, Нара. По центру рубежа проходил Дедневский лес, ограниченный с севера деревней Дмитровка, селом Стремилово, с юга деревнями Дедня, Леоново. Со стабилизацией фронта войска РККА и вермахта строили долговременную оборону с инфраструктурой – подъездными дорогами, огневыми точками, минными полями, блиндажами. Деревня Высоково превращена в опорный пункт и окружена малозаметной проволочной сеткой под током высокого напряжения. Генераторная станция находилась на опушке леса восточнее.

Оборону в Лопасненском районе занимала 43 армия в составе трех дивизий: 93 стрелковой, 53 с.д., 17 с.д. и приданным им воинских частей, танкистов, десантников, кавалеристов, реактивных минометов, зенитной, противотанковой, полевой артиллерии.

Противником 43 армии были части 34 пехотной дивизии, 98 п.див., 20 танковой дивизии вермахта.
В начальный период 2-х месячного боевого противостояния германские воиска проводили наступательные бои в полосе обороны 93 с.див. в районе деревень Кузовлево, Горки, Ильино, Петрово с целью прорыва по дороге на г. Подольск и Москву. Каждое наступление противника отбивалось с последующими контратаками.

В полосе обороны 53 с.д. и 17 с.д., 26 т.бр. противник наступательных боев не проводил.
14 ноября 1941 г. по приказу командования 43 армии все воинские формирования одновременно провели наступление всеми имеющимися силами и средствами для освобождения занятых противником населенных пунктов: Кузовлево, Горки, Ильино, Петрово, Тетеринки, Леоново, Мелихово, Рыжково. В течение суток боевые действия проходили с переменным успехом. В полосе наступления 26 танковой бригады и полка 17 с.д. германцев выбили из д. Леоново, Тунаево, Марково к вечеру 14 ноября, а 15 ноября противник с боем вернул утраченные позиции. Дальнейшее боевое противостояние проходило в режиме, «позиционной войны», акцент боев переместился на запад и северо-запад Московской области.

25 декабря утром по приказу, все три дивизии одновременно поднялись в наступление и во второй половине дня, уничтожая заслоны противника, освободили Лопасненский район, вступив на территорию Калужской области. (отсюда)

16. Теперь про сам самолет и его экипаж...

Отправная точка поиска - легенда. Рассказывали её люди, которые были на тот момент детьми. Осень 1941 года. Жители Рогово из-за частых обстрелов ушли из домов в выкопанные, за пределами посёлка, землянки. Недалеко от них падает наш истребитель. Лётчик погиб. Его похоронят первоначально рядом с местом падения самолёта. Потом, как-то сразу, немецким истребителем сбит наш бомбардировщик. Он переворачивается у земли вверх колёсами, бьётся о дубы, и застревает на них, горит. Моторы от удара отлетели. Подбежавшие люди видели двоих свесившихся, горевших лётчиков, и одного, выпавшего из самолёта. Сначала говорили, что он был в гражданской одежде. Потом, вроде, уточнили - без парашюта. Вокруг самолёта было много разбросано листовок на немецком языке. Вроде бы, лётчиков похоронили там же, но не рядом с местом падения. Про четвёртого члена экипажа ничего не рассказывали. Вероятно, так и было. Место падения истребителя найдено, лётчик установлен. Даты гибели самолётов совпадают с рассказом: 23 и 24 октября 41-го. Общими усилиями п/о "Надежда" (г. Коломна) и п/о "Рубеж" ВПО "Память" (г. Подольск), восточнее Рогово (Роговское поселение, г. Москва), было обследовано место падения этого бомбардировщика. Мы там были, конечно же, не первые. Практически ничего не осталось за эти годы. Но часть центроплана и стойки шасси - уцелели. Тип самолёта определили - ДБ-3ф. Стойки шасси находятся в положении "выпущены". Сложно сказать, тогда пытались посадить самолёт на колёса, или это уже потом их выдернули. Без имени-1.jpg За несколько выездов, начиная с июля и по ноябрь, удалось найти; заводскую шильду с номером одного мотора - 871051, обломок коробки коромысла с номером второго мотора - 2007, и деталь с нацарапанными цифрами 6-14. В крайний выезд нашлось место, где лежал парашют - часть пряжек от системы и карабин. Причём, карабин растёгнут. Значит, парашют был или изначально не одет, либо снят с тела. За три месяца работы в ЦАМО найти акт на списание этого самолёта не удалось. Но... Абсолютно точно, что моторы М-87 Б с номерами 871051 и 872007 были 1-го сентября 1941-го года в 452 дбап 26 адГК. В этом же полку был и самолёт ДБ-3ф № 180614. За его потерю дивизия отчиталась. В этот день, 24 октября 1941, полк потеряет всего одну машину, и один экипаж. Сопоставляя потери матчасти и личного состава, получается, что это экипаж старшего лейтенанта Рецкого Бориса Евгеньевича, в составе: - пилот - Рецкий Борис Евгеньевич, - штурман - Мухамедьянов Юмадил, - стрелок-радист - Поздняков Василий Яковлевич, - воздушный стрелок - Лошкин (Лашкин) Василий Егорович. (отсюда)

17.

18.

19. Выше была информация с поискового форума, а теперь как именно искали самолет: племяннику штурмана приснился сон "дядя в военной форме ко мне пришел и говорит "я лежу под крестом""

20. Вот он крест, именно здесь прибежавшие к упавшему и горящему самолету люди похоронили погибший экипаж

21. А вот и деревья, на которых висел самолет. По словам нашего проводника большая часть самолета вывезена на поклонную гору.

22. После самолетов мы отправились к мемориалу Стена.

Это руины деревенской школы, превращенные в мемориал. Летом 1981 года житель деревни Николай Григорьевич Евдокимов со своим сыном Александром, учеником Стремиловской школы, и школьником, отдыхавшим в деревне, Вадимом Сидоренко, вблизи небольшой речки обнаружили останки двух неизвестных воинов-ополченцев. Их вымыла вода. При бойцах были найдены противотанковая граната, бутылка с зажигательной смесью, винтовочные патроны и петлица сержанта РККА. Посмертных медальонов обнаружено не было. Пригласив жителя деревни Александра Васильевича Горбачёва, который участвовал в захоронениях погибших во время войны, а также учителя и краеведа Эмилию Александровну Ильину, они решили перенести останки и создать новое захоронение солдат у стены школы в Леонове. Председатель Стремиловского сельсовета Фёдор Михайлович Пузанов поддержал это начинание, а поисковик-энтузиаст Анатолий Васильевич Попов по просьбе совета ветеранов 17 стрелковой дивизии к 40-летию битвы под Москвой изготовил и установил на стене памятную доску. Ухаживать за захоронением и территорией стали супруги Федотовы, Мария Григорьевна и Николай Петрович, и Александр Васильевич Горбачёв. Так был сделан первый шаг в создании мемориала. (отсюда)

23.

Войска 17 стрелковой дивизии перед началом наступления располагались на опушке леса. От деревень Леоново и Тунаево их отделял огромное поле, как бы понижавшееся в сторону деревень. Все поле было покрыто свежевыпавшим снегом высотой около полуметра. Недалеко от Леоново, почти в центре поля, стояла маленькая кирпичная школа. После выхода на поле советские войска оказывались как на ладони.

Утром 14 ноября началась артиллерийская подготовка. Белоснежное поле покрылось черными воронками от разрывов снарядов. Советские артиллеристы подавили огонь двух фашистских батарей.
Красноармейцы при поддержке танков 26 бригады быстро продвигались к деревням.
К тому времени фашистские захватчики без боя покинули Леоново и Тунаево. Однако на подходе к школе наши бойцы напоролись на засаду. Несколько фашистов засели в подвале школы, пробили в кирпичной кладке амбразуры и били в упор из крупнокалиберных пулеметов.

Пехотинцы забросали школу противотанковыми гранатами. Но в овражке перед школой осталось лежать очень много наших солдат.

К 12 часам наши войска заняли деревни Леоново и Тунаево, а противник отошел к Марьино и Мелиховое. Однако деревни оставались нашими не долго.

На следующий день — 15 ноября 1941 года 15 танков противника и немецкий пехотный полк при поддержке авиации ударили в слабо защищенный правый фланг. Удар оказался неожиданным, перевес врага в военной технике существенным. Советские солдаты не смогли дать отпор и отступили на исходные позиции.

От  одного из местных жителей мы услышали другую версию: 15 ноября под огонь советской артиллерии по ошибке попала 26 танковая бригада, фашистам оставалось лишь воспользоваться моментом и вновь занять деревни.

Из-за перевеса военной техники врага или из-за ошибки советских артиллеристов, советские войска не смогли удержать деревни, захваченные в ходе наступления, и  остались на прежнем месте. При этом за два дня боев 17 стрелковая дивизия и 26 танковая бригада потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 600 человек. В этих боях погиб командир 26 танковой бригады полковник М.И. Левский.(отсюда)

24.

25.

26. День мы завершили на берегу реки Нара

27. Сказочное и красивое место

28. Кто найдет нас с Аней на фото?

29. Весенний закат сменял краски

30.

31. А на мангалах готовился шашлык...

31. Вот он финиш и закрытие зимнего сезона

32. И уже где-то в ночи, к нам вышла луна


Recent Posts from This Journal


  • 1
27,30 красиво

Да, деревья, коряга))) цвет)

Помясили, поколесили, многое повидали)

А еще многое узнали))) я на самом деле никогда вживую не видела поисковиков, а с нами как раз один экипаж и проводник из поисковиков были. Интересные люди..)

Интересно...
Мое детство летом проходило за Наро-Фоминском ( в паре станций от Обнинска). Там все леса в заросших окопах и воронках... а вот там, куда ездим сейчас, леса ровные. Линия фронта не дошла километров на 50. Хотя Тверская область, ты же понимаешь...

В Тверскую область у нас в апреле будет у клуба выезд (еще не знаю поеду сама или нет), там по маршруту даже всякие снаряды есть...

Тверская область большая... мы только в мои 27 сподобились доехать до самой Твери, при том, что всё лето с моих 14 в 90 км от нее. Но у нас вылазки или чисто экскурсионные, или совмещенные с поездками в питомники растений.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account