Vesnywka (vesnywka) wrote,
Vesnywka
vesnywka

Categories:

Водопад Кумо-порог на р.Войница

Утром, выспавшись в машине и позавтракав кашкой с чаем меня понесло в навигатор. Конечно, можно было бы доехать до разваленного моста, оставить там машины, водрузить на себя детей и где-то километров 5 идти радостно горлопаня песни и распугивая медведей по лесу до водопада. Но мне не верилось, что до него нет дороги на машине. Да и в комментариях к легенде, имелся комментарий от июля 2015 года о том, что подъезд сложный, но он есть и мост есть и стоянка прямо у водопада есть, но комментатор не рискнул там ночевать (мы его понимаем). Поэтому я в очередной раз залезла в машину и начала медленно изучать карту.

1. Знакомьтесь Кумо-порог, он же водопад Куми (Кульми, Кумио, Войницкий водопад) на реке Войница. Считается 3м по величине равнинным водопадом Европы. 6 категория сложности (это самые сложные пороги). В разных источниках разные цифры от 14 до 20 метров. У каякеров, которые проходили этот водопад (тут интереснейший отчет) самые точные цифры: перепад ~20 метров, длина ~70 метров, расход ~25-30 м3/с. На каяках две ступени водопада проходится за 10-12 секунд. Вторая ступень была пройдена в 1999г на катамаранах, которые спускали на спас-концах в середину водопада.


Спасибо OpenStreetMap за отличные карты! Там я нашла водопад, а так же их карты знали все лесные дорожки по которым можно проехать и показывали дорогу, уходящую налево от красных лент, переезжающую реку и выходящую в дорогу с разрушенным мостом. Было решено пробовать проехать до второго моста и уж если там проехать нельзя - возвращаться к разрушенному (в который мы уперлись днем ранее) и идти пешком.

Стоит заметить, что на перекрестке, на котором теперь мы уходили левее, в правую сторону лежали прямо на дороге стрелки из деревьев и камней. Вечером они еще указывали направо, утром они уже были разбросаны.

Свернув налево через какое-то время мы опять увидели ориентиры - опять появились красные ленточки и мы воспряли духом. В какой-то момент навигатор перестроил маршрут и перестал вести нас на разворот к разрушенному мосту и повел нас прямо вперед на другой мост и водопад.

Сказать, что мы офигели, выехав к забору приграничной зоны отчуждения с колючкой и несколько метровой гребенкой перед ним, это не сказать ничего. Этого мы не видели никогда и нигде: ни в кино, ни в отчетах.

2. Контрольно-следовая полоса - этого мы не ожидали и видели первый раз в жизни.

Дорога шла вдоль колючки, да что уж там, это явно была охранная зона и появлялись все шансы нарваться на пограничников и схлопотать от них по шее, поэтому сначала мы просто на ходу снимали нон-стопом дорогу, останавливаться как-то не хотелось в этом месте. Далее мы выехали к мосту.

3.

Мост был. Сколько ему лет - не известно. Для пробы решили сначала сами по нему пройтись и после переходить мост аккуратненько по одной машине.

4. Проход по мосту через р.Войница, КСП

Навигатор продолжал уверенно вести нас тропами к водопаду, на деревьях редко, но встречались ориентиры, но опять же начали встречаться и сбивающие, хотя сейчас мне кажется, что для тех кто там часто ездит известно куда ведут и белые и голубые и зеленые ленточки на ответвлениях с дороги. Мы ориентировались на красный.

Довольно быстро мы выехали на оборудованную столами площадку с парочкой припаркованных машин (самое смешное - все номера Москва и МО). Открыв двери услышали рев водопада.

Тропинка вниз с возвышенности, довольно крутая и мы на месте. Вот он - самый высокий равнинный водопад в Карелии и третий по величине равнинный водопад в Европе.

5. В очередной раз порадовалась нашему слингоношению и тестеру, который нам предоставили на время поездки polotno_studio и diza80

Высота Куми составляет чуть более 14 метров (хотя изучая сейчас инет нашла разброс цифр от 13 метров до 20). Куми-порогу уступают известные водопады Карелии, такие как Юкан на Кулисмайоки (около 12–13 м), Кивакка на Оланге (12 м) и даже знаменитый Кивач на Суне (10,7 м). Именно Куми-порог правильно считать самым высоким равнинным водопадом в Карелии. А среди равнинных водопадов в Европе Куми занимает почетное третье место, уступая лишь Рейнскому водопаду в Швейцарии (24 м) и Янискоски на Кутсайоки в Мурманской обл. (18 м).(цитата различных туристических сайтов Карилии Калевальского и Войницкого районов).

Зрелище, конечно, впечатляющее. Кивач по сравнению с Куми так - легкий перекат воды.

Радует, что место на данный момент не загажено людским присутствием. Можно посмотреть именно первозданную природу. Но есть шанс и навернуться на камнях а еще получить по шее от пограничников.

На самом деле я не знаю, что написать про водопад. Лучше в просто выложу фото и видео.

6. Прогуляемся вдоль водопада с самого начала

7. Начало первой ступени. Разбирая фотографии я поняла, что они совершенно не передают масштаб водопада. Поэтому все же для большей наглядности "человек" в кадре присутсвовать будет

8. В инстаграме мне часто пишут, что у нашей семьи самый нестандартный отдых с маленьким ребенком, хотя, возможно, просто у меня много подписчиков которые дальше парка редко куда-то выбираются, но мы уже устали с собой кого-либо зазывать и перестали - кто хочет сам едет с нами.

9. Первая ступень

10. Муж для масштаба на фоне первой ступени

11. Когда стоишь рядом с Куми постоянно находишься в брызгах воды. Непередаваямое ощущение!

12. С этой фотографией мы выиграли конкурс фотографий в Международную Неделю Слингоношения 2015

13. Видео Куми, снято между 1 и 2 ступенями водопада

14. Переход на вторую ступень

15. Вторая ступень. Кстати, водопад долгое время был "закрытым" и неизвестным широкой публике - сказывалась близость границы. Раньше сюда пускали только по спецпропускам.

16. Низ водопада. В такие моменты я понимаю, что нам для путешествий срочно нужен квадрокоптер, возможно он бы лучше передал масштаб. Видео точно было бы эффектным а значит на Куми мы точно вернемся

17. У каякеров в отчете про прохождение Куми есть отличная фотография с противоположного берега (источник)

По дороге обратно навигатор немного заплутал в хитросплетении дорожек и уверенно вел нас сначала на разрушенный мост, а потом, перестроив маршрут, просто прямо вдоль приграничной контрольно-следовой полосы. Зато мы уже набрались храбрости и полезли фотографироваться во всех ракурсах у забора, на мосту и на гребенке. Местами встречались следы мишек, которые, судя по всему, пытались слинять в Финляндию. Самих мишек мы так и не встретили. Уж не знаю радоваться этому или нет.

18.

19. Безумству храбрых? А вы умеете выбирать места для отдыха?

20.

21. Что-то есть прекрасное в дороге, уходящей в бесконечность

Путь наш лежал на Войницу и следом на Костомукшу, где нас ждал отель.

Дорога... Ох, дорога. Нет, это не дорога, это издевательство из выбоен и колдобин. У меня даже сложилось впечатление, что рядом с границей специально такие дороги. Ползли мы со скоростью в лучшем случае 30-40, хотя тазы с местными номерами летали на этой дороге, как шумахеры. Но именно таким гонщикам там по обочинам встречаются "памятники" из искореженных и перевернутых машин, говорящие своим видом - они спешили и смогли разогнаться. Иногда встречались издевательские знаки с ограничением скорости. Я честно не знаю где хуже дорога от Вытегры на Вознесенье или от Войницы на Костомукшу (это мы еще не знали, какая нас ждет дорога из Костомукши в Рускеалу). Имхо и там и там равнозначный писец и лучше на эти дороги не суваться, во всяком случае тогда мне так казалось, сейчас то я знаю - там хорошая была дорога. При этом если сравнивать эти две дороги и дорогу от Кеми на Калевалу, то последнюю можно назвать автобаном, на котором тоже можно оставить полмашины, но все же там не настолько жестко.

К вечеру мы доползли до Костомукши и свернули в забронированный отель. Второй экипаж уехал искать себе квартиру для съема на сутки с небольшим. Впереди была дневка в Костомукше перед самым сложным перегоном на Рускеалу.


Все записи Карелия 2015 тут
День 1. Москва - Рыбинское вдхр
День 2. Рыбинское вдхр - Вознесенье
День 3. Вознесенье - Петрозаводск
День 4. Часть 1 - Кивач
День 4. Часть 2 - Гирвас
День 4. Закат на р.Сегежа
День 5. Ремонт и облака
День 5. Сегежа - Рабочеостровск
День 5. Рабочеостровск - Остров
Рабочеостровск
День 5-6. Изменение планов и отмена дневки
День 6. Кемь - Кумо-порог
День 6. Памятное место Кис-Кис
День 7. Кумо-порог
День 7-9. Гостиница Подкова (Костомукша)
День 8. Костомукша и кафе при гостинице Nord
День 9. Костомукша - Рускеала - дорога, которой нет
День 10. Горный парк Рускеала
День 10. Слинго-прогулка по горному парку Рускеала
День 10. Рускеала - Приозерск
День 10. Приозерск: гостиница Корела и кафе Евразия
День 10. Приозерск и крепость Корела
День 11. Приозерск - Москва
Tags: 0. А мы пойдём на север!, 0. Буквы, 0. Слинг, 1. Следы на песке, 1. Танк, 1. Удивительное рядом..., 10. Природа, 14. Видео, 14. Фото, 2. Автотрип, 2. Внеасфальта, 2. Карелия 2015, 2. Отдых, 2. Путевые заметки, 2. С ребенком по ебням, 2. Трипы, 2. Шиложопики, 3. Карелия, 4. Карелия: Калевальский национальный ра, 6. Дорога, 9. Водопад
Subscribe
promo vesnywka january 2, 2016 21:38 40
Buy for 20 tokens
По сложившейся традиции напишу, пожалуй, мини-планы и хотелки на 2016 год... Тк нам нужны моря и океаны (с) то и планы начнем с них: Черное море - пару дней зимой + май Азовское море - 2 января - сидим на его берегу Белое море - проездом по Терскому берегу июль Аральское море…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments